Новая жизнь Вашей мебели

Содержание страницы:


.

Реставрация это:

Реставрация деревянной мебели в Минске. Творческая мастерская Кристины Казинец "Белый олень"
Реставрация

Реставра́ция (лат. Restavratio— восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства, или сохранить имеющиеся предметы (комод, стол, шкаф, вешалка, …) улучшив внешний вид, оставив его в прежнем или новом цвете.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная. В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

 

Простым языком

Реставрация, это ремонт и восстановление, возможно, с последующим декорированием, изменением цвета и матовости, заменой фурнитуры, и модернизацией прежней вещи! Одним словом, преображение.

 


.

Что можно востановить?

Реставрация деревянной мебели в Минске. Творческая мастерская "Белый олень" Кристины Казинец
Повреждение столешницы. Фото до реставрационных работ.

 

 Какие предметы чаще всего реставрируются?

Старинная и антикварная, старая и современная мебель. Буквально все что вокруг нас: стол и его отдельные элементы (столешница); комод, шкаф, шифоньер, кухня, фасад кухонных шкафчиков, стол обеденный, стол письменный одно- или двухтумбовый, стол переговорный, мебельные предметы спальни, прихожей, кухни, и прочие элементы кухонной и корпусной, встроенной мебели, изготовленные из массива натурального дерева либо шпонированных панелей, чаще встречается из комбинированных материалов.

 

Менять полностью фасады кухни из массива на новые из МДФ? Или отреставрировать имеющиеся???

Конечно стоимость новых МДФ фасадов кухни, сделанных из опилок, склеенных формальдегидным клеем и закатанных в пленку ПВХ может оказаться равной или даже чуть дороже стоимости услуг по реставрации имеющейся из натурального дерева кухни… Здоровье этого стоит???

А стоимость новых фасадов из дерева, например, самый шикарный вариант: фасады из массива дуба сорта «АА», без единого сучка…??? Дорого, очень дорого… Но прослужит в разы дольше при правильном уходе!



.

Почему из массива?

Преимущества и недостатки кухни из натурального дерева.

Дерево - природный материал, дающий людям возможность принести в свои жилища атмосферу уюта, здоровья и гармонии. Однако, как и все прочие натуральные материалы, взятые из живой природы, такие как дерево, требует к себе бережного и внимательного отношения. От того, насколько правильно эксплуатируется деревянная мебель, полностью зависит сохранение присущей ей природной красоты и тепла.

 

 

Есть несколько преимуществ:

ü  Дерево добавляет тепло и красоту помещению, оно хорошо подходит как для современных, так и для традиционных, новомодных интерьеров.

ü  Очень красивый и презентабельный внешний вид.

ü  Экологическая чистота!!!

ü  Присущие антибактериальные свойства. Древесина отличается естественной устойчивостью к росту бактерий. Хорошо обработанная древесина,

ü  должна оставаться в хорошем состоянии, иметь сопротивление к бактериям и прогорклости.

ü  Прочность. Дерево является чрезвычайно прочным материалом, и если заботиться о мебели, то она должна оставаться красивой в течении многих лет.

ü  Они могут быть отшлифованы и отполированы, особенно это важно для деревянных столешниц.

ü  В отличии от других материалов имеют «теплую» поверхность.

ü  Большой выбор пород дерева и вариантов отделки мебели. 

ü  Деревянные столешницы «нежны» к стеклянной посуде и к другим хрупким кухонным предметам, и оборудованию, однако менее износоустойчивы по сравнению с натуральным камнем. Однако фасады из натурального дерева (массива) вне конкуренции!!!        

 

Рядом с преимуществами, мебель из дерева имеет несколько недостатков:

  •         Нужно тщательно о ней заботиться. Хотя она долговечна, всё равно необходимо очистить любые пятна (особенно кислые, как например от уксуса или от сока цитрусовых), чтобы избежать повреждения дерева.
  •         Мебель кухни может быть легко повреждена в результате разливов разных жидкостей, ожогов, царапин, и нуждается в регулярном обслуживании.
  •         Требуется специальный защитный герметик на стыках, который был бы безопасный для продуктов питания.
  •         Возможное обесцвечивание под действием солнечных лучей
  •         Дерево очень чувствительно к перепадам температуры и влажности.
  •         Цена. Из-за своей красоты, долговечности и универсальности, дерево является очень дорогим вариантом кухонной и прочей мебели.

 


.

Что можно отнести к антикварной мебели?

   

Антиквариа́т (лат. antiquus «старый») — художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. Антиквариат в целом — это старые и/или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли. К антикварным предметам наиболее часто относят мебель, книги, картины, предметы домашнего обихода и т. д. Увлекаются антиквариатом как частные коллекционеры, так и государство, для которого антикварные предметы с присущей им исторической атрибутикой зачастую представляют особый историко-правовой интерес. Кроме того, в России, Беларусии и в мире существует развитая сеть специализированных магазинов, аукционов, как физических, так и электронных, торгующих старыми редкими книгами, картинами, мебелью и прочими предметами, являющимися антиквариатом.

 

Критерии отнесения к антиквариату

 

В порядке значимости следуют признаки, по которым вещь может быть причислена к категории антиквариата

  • возраст (не менее 100 лет); при этом уникальные вещи между 15 и 50 годами (к примеру, вещи советской эпохи) могут быть причислены к винтажу.
  • раритетность (то есть редкость или уникальность вещи);
  • (не)серийность;
  • связанность с исторической эпохой или с историческими событиями (то есть насколько вещь отражает модные тенденции своей эпохи);
  • (не)возможность воспроизводства;
  • художественная/историческая/культурная ценность;
  • материальная ценность (бумага, драгоценные камни, золото, дерево и т. д.)

 

К сведенью! Чтобы предмет считался антикварным, ему должно быть определенное количество лет. В РФ на бытовом уровне люди причисляют к антиквариату предметы старше 50 лет, такова же практика большинства антикварных салонов. По закону РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" все предметы, произведённые более 100 лет назад, запрещены к вывозу из страны.

из открытого источника https://ru.wikipedia.org/wiki

 


.

Обоснование, стоимость, цена услуги

Реставрация, это сложный процесс - ручная работа, требующий много знаний в области столярного и покрасочного дела, еще не меньше опыта, творческой мысли, полёта фантазии и знаний об используемых материалах! Наконец профессиональный инструмент и специально оборудованные помещения, просторный транспорт для перевозки - мебельный фургон...  ну и обязательно, просто желание заниматься этим пыльным, местами очень вредным, но доставляющим массу удовольствия от созерцая выполненной работы, делом!

Именно поэтому, высококачественные услуги по реставрации мебели не могут стоить очень дешево.

К услугам по реставрации чаще всего прибегают люди в том случае, если остался от бабушки или другого дорогого сердцу родственника, например, дедушки, фамильный письменный стол, или комод, который дорог как память, но «не совсем» вписывается в сегодняшний интерьер… или его внешний вид за многие годы изрядно потрепался…

Не исключением являются (итальянские, английские,...) добротные кухни, кухонные гарнитуры советского и постсоветского производства из массива дуба, аналоги которых сегодня стоят от 6 000 $, а работы по их восстановлению фасадов около 600-900 $  (цена указана справочная, и определяется персонально в каждом случае!!!, может быть меньше или больше указанной, оплачивается в белорусских рублях по курсу НБ РБ).

В последнее время становится популярна реставрация новой мебели из Китая или ИКЕЯ (IKEA). Стоимость мебели там невелика, материалы - натуральное дерево, однако не всегда подходит цвет... Это можно изменить! В любом случае это окажется дешевле наших аналогов.

 

В любом случае отреставрировать прежнюю мебель всегда дешевле, чем купить новую из массива.


.

Шпон, шпонированная поверхность?

Шпонированная мебель – это мебель, в которой все или часть составных элементов сделаны из различного материала, облицованного натуральным шпоном.

Шпон —древесный материал, представляющий собой тонкие листы древесины толщиной от 0.5 до 3 мм, который обычно клеится на панели (обычно деревянные, из более дешевого дерева, фанеры или ДВП) для производства мебели, дверей, полов и пр.

 

Натуральный шпон — это тонкие листы древесины, имеющие натуральный цвет и структуру. Лист натурального шпона производят путем тонкого среза части поверхности с массива дерева — его спиливают, слущивают, строгают. Главная цель — сохранить деревянную структуру поверхности. Плюсы натурального шпона — это: экологическая чистота материала, уникальность фактуры, эстетичность материала. Шпон дешевле древесного массива и полотно с ним имеет меньшую массу.


.

Что такое маркетри и паркетри. Отличия.

 

   Прежде всего это инкрустация! Инкруста́ция (позднелат. incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются дерево, керамика, различные металлы, мрамор, перламутр и поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.

      Некоторые виды инкрустации имеют отдельные наименования: интарсия — инкрустация деревом по дереву, маркетри и паркетри — инкрустация шпоном (интарсия и маркетри могут применяться для украшения какого-либо объекта, а могут применяться самостоятельно, для обеих техник требуется основа). Метод, при котором элементы мозаичного набора врезаются в толщу основы, также называется интарсией.

      Маркетри и паркетри это разные техники выполнения мозайки:

 

 

Маркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

         Паркетри -один из видов инкрустации деревом (шпоном), схожий по технике исполнения с маркетри, отличающееся лишь тем, что в основе рисунка лежат повторяющиеся геометрические фигуры. Самым простым и распространенным примером такого рисунка может служить обычная шахматная доска. 


.

Распространенные повреждения

Примеры повреждений поверхности столешниц столов одного из кафе в г. Минске. Экономически выгодно было именно отреставрировать, восстановить внешний вид столов по тому что:

-заказ новой мебели для кафе вместимостью до 50 человек составляет внушительную сумму, даже не соизмеримую со стоимостью реставрации. 

-кафе должно было продолжать работу, т.е. реставрационные работы выполнялись мелкими партиями, по одному, двум столам в будние дни, чтоб успеть к выходным (банкеты, свадьбы, юбилеи). Самое сложное при выполнении данного заказа было попасть «тон в тон» при покраске первого и последующих предметов мебели и уложиться в договорные сроки!


.

Возможные риски при реставрации.

     Об этом Вам нигде не скажут, однако это возможно...

ЦВЕТ.

     И так, натуральные материалы сами по себе всегда имеют неоднородную структуру, собственный цвет. Некоторые волокна светлее, некоторые темнее. Натуральные материалы обладают незначительными изменением в плотности а соответственно и впитываемость красителя его разная. 

     Покраска натуральных материалов всегда оказывается сложнее из-за разной впитываемости даже и на одной плоскости из-за чего возможны колебания в насыщенности цвета.

    Также к этому можно отнести неравномерность нанесения колерующего материала. Ремонтная окраска всегда выполняется вручную в отличии от роботизированной поточной окрасочной линии при массовом производстве.

    В труднодоступных места для распыления краски, внутренние углы или сложный фасонный профиль на фасадах, как правило укладывается патина, в редких случаях она помогает "скрыть" незначительные дефекты покраски и придать новый, более интересный вид изделию.

     Также места покрытые шпаклевкой всегда незначительно отличаются по цвету. 

     Опять таки, тот человек, который знал где был дефект, может его разглядеть присмотревшись повнимательнее, тот человек, который видит предмет впервые - его не увидит!

СТЕКЛО.

     Стекло применяется для остекления фасадов или как вставной элемент в комбинированной столешнице журнального или др. столика.

     Наибольший риск повреждения стекла возможен при извлечении его из деревянной рамы фасада или столешницы перед проведением реставрационных работ, а также при его монтаже после реставрации деревянных элементов.

     Никто не ставит при реставрации целей разбить стекло, однако такое крайне редко случается. На стеклянные элементы гарантия не распространяется. 

ЛИНЕЙНЫЕ РАЗМЕРЫ

     Линейные размеры предмета реставрации как правило изменяются незначительно, всего на 0,5... максимум 1мм. Это связано с механическим либо ручным абразивным удалением старого лакокрасочного покрытия до "чистого" дерева, а затем нанесением нового покрытия. Принимая во внимание, что это не деталь двигателя(!) автомобиля, такой допуск будет мало заметен, либо незаметен вообще.


.

Художественная роспись мебели. 

     На сегодняшний день художественная роспись мебели наиболее востребованная услуга. Это один из вариантов подчеркнуть уникальность Вашего интерьера. 

     Роспись офисной мебели - относительно свежее направление в оформлении офисного помещения. Художник идеально подчеркнет ваш фирменный стиль, внесет корпоративные цвета и даже Ваш логотип на столешницу переговорного стола. 

     Перед выполнением работы Вам будет предложен дизайн-проект планируемых изменений. Консультация дизайнера поможет сделать красоту, не "перегрузив" излишествами помещение.


     Роспись выполняется от руки, художником-дизайнером

Роспись мебели также может производиться для оформления ресторанов, кафе и баров, квартир, коттеджей а также других помещений. Нижние фотографии показывают художественную роспись мебели в стиле прованс.


.

Мебель из IKEA, мебель из Китая.

     Все больше и больше людей заказывают недорогую мебель из Китая или мебель из ИКЕИ. Ездят в выгодные шоп-туры в Китай за мебелью на весь коттедж...

     Работая по каталогам, часто бывает так, что по форме, конструктивности и функциональности а еще и стоимости(!!!) мебель устраивает, однако нет подходящей расцветки, или, к примеру, деревянные подлокотники кресла имеют светлый цвет, а хочется потемнее... Знакомо???!!!

     И тут все можно сделать если они из массива! 


.

Садовая мебель из ротанга.

    Что такое ротанг?  Ротанг – лиана из семейства пальм, относящаяся к виду Calamus и Daemonorops, главное преимущество которой состоит в том, что, в отличие от лозы или бамбука, она имеет весьма гладкий ствол после обработки, значительную длину (до 200 м.) и ровный диаметр, часто превышающий 50 мм. Гибкие и прочные стебли (так называемый испанский тростник или драконов тростник) имеют трехслойную структуру и состоят из очень прочной коры, сравнительно более мягкого и пористого среднего слоя и, наконец, весьма твердой сердцевины. Ротанг привычен к перепадам температуры и давления, что немаловажно для наших широт.

     Плетеная мебель имеет многовековую историю. Но, как и в далекой древности, в производственном процессе ее изготовления превалирует ручной труд. До самого недавнего времени плетеную мебель можно было встретить разве что на даче. Но сегодня в современных квартирах и офисах все чаще встречается оригинальная мебель из ротанга, материала который подчеркивает стильность и эксклюзивность интерьера. Отдельные предметы хорошо вписываются в спальни, гостиные, каминные комнаты. В настоящее время ротанговая мебель пополнилась современными и даже авангардными коллекциями. Популярность ротанга настолько велика, что декоративные вставки из этого материала используют многие традиционные производители корпусной мебели.

 

     Не рекомендуется мебель из ротанга оставлять на улице, под открытым небом! Слабая стойкость заводского лакового покрытия к ультрафиолетовым лучам и атмосферным осадкам может быстро вывести Вашу мебель из строя и существенно ухудшить внешний вид.

     

     Как и любая другая мебель из натуральных материалов, рано или поздно требует улучшения внешнего вида. Реставрация садовой мебели плетеной из ротанга очень трудоемкий процесс, осложнен естественной формой ротанга, его невозможно обрабатывать механизированным способом.


.

Может сделать своими руками?

Можно взять в руки наждачку, окончательно «попытаться исправить» все своими руками, насмотревшись видео на ютубе, или не терять времени – набрать в любом поисковике: «Требуется реставратор мебели Минск», ну или другой город, и ознакомиться с предложением в интернете. Благо их там много. Обращайте внимание на портфолио с выполненными работами!

Не квалифицированное вмешательство «горе - рестОвраторов», привело к полной замене шпона на всей поверхности стола. 

        Правильно говорят: «Каждый должен заниматься своим делом!»


.

Правила эксплуатации мебели, советы.

      Срок, в течение которого мебель сохраняет красоту и исправность, напрямую зависит от условий ее эксплуатации и месте ее установки, расположения и прочих факторов таких как температура, свет, влажность... Придерживаясь некоторых простых практических советов, Вы сможете поддерживать всегда в наилучшем виде Вашу мебель!

Условия хранения.

Массив дерева чувствительно реагирует на изменение влажности, перепады температур и постоянный солнечный свет. Рекомендуется избегать длительного воздействия любого из этих факторов на деревянную мебель, чтобы предотвратить коробление и изменение формы элементов мебели, а также преждевременное старение имеющегося лакокрасочного покрытия.

Если Вы купили мебель зимой, и при доставке она длительное время находилась на морозе, то сразу после попадания в теплое жилое помещение ее нужно протереть сухой чистой тканью внутри и снаружи для удаления конденсата.

Устанавливайте деревянную мебель только в сухие и теплые помещения с работающим отоплением и вентиляцией. Оптимальная влажность воздуха для эксплуатации такой мебели составляет 65-70%, температура от +16º до +24ºС. Резкие перепады температуры могут вызвать порчу изделий из дерева.

Свет

Постоянное воздействие солнечных лучей способно привести к изменению тона поверхности мебели. Если к уже имеющемуся гарнитуру с течением времени вы добавите новые элементы или замените его старые компоненты, то у разных изделий может оказаться различный цвет.

Старайтесь не допускать или по возможности минимизировать прямые воздействия солнечных лучей на мебельные изделия. Ультрафиолет – коротковолновое невидимое излучение, входящее в состав естественного солнечного света – особо опасен для древесины. Продолжительное прямое воздействие света на некоторые участки может вызывать ухудшение цветовых качеств. Проще говоря место, на которое попадают солнечные лучи со временем выцветает, а многие лаки перестают быть "эластичными", трескаются, открывая путь для попадания влаги.

Влажность

Избегайте поддержания длительное время слишком сухой или слишком влажной атмосферы, равно как и частых перепадов влажности в помещении с деревянной мебелью. Со временем отклонение от нормы и непостоянство параметров среды вызовет порчу отдельных элементов мебели или изделий целиком. Если совсем избежать этого не удается, то тогда следует регулярно проветривать помещение и использовать специальные приборы для нормализации влажности.

Всегда содержите поверхность мебели сухой. Следует протирать мягкой сухой тканью (фланель, сукно, плюш, миткаль). Рекомендуем очищать любую часть мебели незамедлительно после того, как она испачкалась. Если вы оставляете загрязнение на некоторое время, то повышается опасность образования разводов, пятен и повреждений мебельных изделий и их частей плесенью и грибками. В мебели использование воды для устранения загрязнения должно быть ограничено!!!!!

Температура

Высокое значение тепла или холода, или внезапные перепады температуры, могут серьезно повредить покрытие мебельного изделия или его части. Мебельные изделия не должны быть расположены менее 1м от источников тепла.

Рекомендуемая температура воздуха в помещении где хранится мебель от +16С до +24С. Не допускайте попадания на мебельные изделия горячих предметов (горячая посуда с кипятком и т.п.) или продолжительного воздействия вызывающих нагревание излучений (свет мощных ламп, инфракрасных нагревателей и прочих электроотопительных приборов).

Мебель из дерева не следует устанавливать рядом с холодными и влажными стенами, и также отопительными приборами. Мебель из массива дерева не следует ставить непосредственно на подогреваемые полы.

Агрессивные среды и абразивные материалы

Не допускается воздействие на мебельные изделия агрессивных жидкостей (кислот, щелочей, масел, растворителей и т.п.), содержащих такие жидкости продуктов или их паров.

Помните, что дерево — это достаточно мягкий и хрупкий материал, поэтому избегайте падения на поверхность мебели тяжелых и острых предметов, способных вызвать механические повреждения.

Для чистки металлических поверхностей (фурнитуры) нельзя использовать средства с коррозионным и абразивным воздействием. Также избегайте применения губок с чистящим покрытием из металлической стружки или волокна.

Избегайте ударов по стеклу твердыми тяжелыми предметами. Помните, что при проведении металлическим предметом на стекле останется царапина.

Для очистки стекла и керамики пользуйтесь только специально предназначенными для этого средствами. Абразивные чистящие средства и губки с металлической поверхностью здесь тоже применять нельзя. Протирать зеркала и стекла нужно только мягкой тканью.

При необходимости поверхность стекла или керамики обезжиривается разведенным в воде денатурированным спиртом.

Особенности эксплуатации. Нагрузка на мебель.

Не рекомендуется вставать ногами на изделия. Во избежание несчастных случаев и повреждения мебели не разрешается с них прыгать. Не проводите по поверхностям мебели, и не ударяйте их острыми (режущими) или тяжелыми твердыми предметами!

При эксплуатации мебели периодически проверяйте крепление болтовых и винтовых соединений, при необходимости подтягивайте их. Крепёжные узлы разъёмных соединений должны быть плотно затянуты.

Корпусная мебель (шкафы, стеллажи, столы, тумбы, и т.д.) должна использоваться в соответствии с функциональным назначением каждого отдельного предмета.

Все тяжести следует размещать внутри шкафов таким образом, чтобы добиться равномерного распределения нагрузки по всей имеющейся площади и обеспечить необходимое равновесие скользящих частей.

Вещи на полках рекомендуется размещать по принципу: наиболее тяжелые - ближе к краям (опорам), более легкие - ближе к центру.

Высокие элементы (колонны, многоярусные шкафы и т.д.) рекомендуется больше нагружать в нижних секциях для обеспечения лучшей устойчивости этих элементов.

При эксплуатации мебели для сидения (стулья, табуреты, банкетки, кушетки, тахты, скамьи и т.п.) допускается нагрузка: в вертикальном направлении, - до 100 кг; в направлении, не совпадающем с вертикальной осью - до 30 кг. Статическая прочность подлокотников в горизонтальном (боковом) направлении – 30 кг. а в вертикальном, - 70кг.

При эксплуатации корпусной мебели не допускается статическая вертикальная нагрузка (в особенности с приложением усилия к одной точке): на дно ящиков (полуящиков) - более 5 кг, на полки (шкафов, стеллажей) более - 10 кг. Нормальное усилие открытия дверей - до 3 кг; усилие выдвижения ящиков (полуящиков) - до 5 кг.


.

Полезные советы.

 

 

Уход за фасадом деревянной мебели

Для фасадной части мебели из дерева существуют отдельные правила по очистке.

·        Вытирать фасады нужно по направлению рисунка древесины. За счет этого вы наиболее эффективно удаляете загрязнения из пор дерева.

·        Сухая очистка поверхности дерева может выполняться пылесосом с использованием насадки типа «мягкая щетка».

·        Очистку деревянных фасадов ни в коем случае нельзя производить с использованием пара.

Вода для поверхности фасада не страшна, но при этом она может навредить основанию мебели. Если вода попала на мебель, то ее нужно быстро удалить, чтобы она не проникла в основание через имеющиеся швы и стыки.


.

Некоторые материалы, используемые в работе

«Правильные» материалы это 40% успеха или 100% провала при выполнении заказа, именно поэтому Творческая мастерская «Белый Олень» использует лакокрасочные материалы только европейских производителей! 

Все ЛКМ обладают повышенной стойкостью и защищают древесину от воздействия УФ

Однако некоторые характеристики этих материалов мы приведем ниже, это будет интересно особенно для владельцев кафе, ресторанов и других организаций общепита.

Данные предоставленные заводом изготовителем на двухкомпонентный лак для столешниц на полеуретановой основе.

 

Аппликация элементов, предназначенных для исследований:

Для исследования химических воздействий на лак сделано нанесение в два слоя лака без грунтовки на мебельные элементы: бука и дуба, далее испытываемые образцы. Лаки наносились кистью; сохли при комнатной температуре. Исследования стойкости покрытия на жидкости были сделаны через 7 дней после нанесения последнего слоя.  

В исследованиях воздействий на «царапины», «осветление», адгезию между слоями, а также  BHMR использовано те самые элементы. 

 

Химическое воздействие (Норма PN-EN 12720), тест на жидкости:

Ацетон 10 сек., Cif (аналог чистящего средства типа МИФ) 16 час, Спирт 45%, Кипяток, Вино 16 час, Кофе 16 час, Чай 16 час, Вода 24 час, Масло 24 час, Стакан с кипятком 1 час, Atrament (чернила) 16 час.

Результат:5 баллов (в шкале от 1-5 )

Ацетон 10 мин.

Результат:4 балла (в шкале от 1-5 )

 

Тэст BHMR– (blackheel Mark resistance)  стойкость от следов чёрных каблуков.

Время после которого было исследовано

Результаты исследований BHMR

ЛАК ХХХХХХХХХХ 15

ЛАК ХХХХХХХХХХ 95

После 1 дня

4

4

После 2 дней

5

5

После 7 дней

5

5

 

Шкала оценки лака:

1 - Плохое качество лаков – повреждение покрытия и выразительно чёрный след, который не может быть удален без разрушения поверхности.

2 - Лак среднего уровня – остаётся чёрный след, в результате чего покрытие лишь чуть повреждено.

3 - Лак хорошего качества – остаётся легко белый след, который виден из нескольких углов наблюдения.

4 - Лак хорошего качества – остаётся легко белый след, который виден только при взгляде под углом.

5 - Лак самого лучшего качества – отсутствие каких-либо следов после прохождение на каблуках.

 

Стойкость к царапинам человеческого ногтя.

Есть субъективный метод, который позволяет практически каждому оценить стойкость покрытия к царапинам человеческого ногтя. Этот лак очень трудно поцарапать ногтем, и вы должны приложить очень много сил, чтобы нанести ущерб лаку. В шкале от 1-5, где 5 – лучший результат, для лака ХХХХХХХХХХ полученный результат между 4 и 5 является результатом почти идеальным.

 

Стойкость на «осветление».

Если лак стойкий к «осветлению», то это видно тогда, когда по нему перемещаем тяжёлый элемент, например, диван, стол, шкаф, кресло. В условиях лабораторных для исследования этого параметра можем использовать, например, молоток, завёрнутый в мягкий материал. ЛАК ХХХХХХХХХХ 15 поддаётся «осветлению», но только после применения такой силы, которая может уничтожить вместе с поверхностью покрытия из дерева. ЛАК ХХХХХХХХХ 95 не поддаётся «осветлению», и даже после применения большой силы, когда можно увидеть повреждение древесины.

 

Адгезия между слоями. Норма PN-EN / ISO 2409

Исследования адгезии были выполнены при помощи специального ножа A (нож с дисковыми резцами), который предназначен для поверхностей меньшей толщины. Несмотря на использование ножа с маленькими отверстиями в обоих случаях (ЛАК ХХХХХХХХХХ 15 и ЛАК ХХХХХХХХХХ 95) результат был 0/0 – очень хороший!!!

 

Второй метод исследования адгезии - при помощи ножа предназначенного для обоев (или «канцелярский»), при этом делаем подрезание слоя лака, а также пробуем оторвать слой лака – все эти попытки приводят к удовлетворительному результату.


.

Шеллак.

 

 В статье не будет речи ни о современном лаке для ногтей, ни о чикагской рок-группе.

 

     Шеллак - это натуральное финишное покрытие для деревянных поверхностей, позволяющее получить яркую и мягкую на ощупь поверхность, при нанесении его на любой вид древесины внутри(!) помещения. Шеллак идеально подходит для реставрации антикварной мебели, покрытия музыкальных инструментов. Его натуральный янтарный цвет придает изделию приятную глубину и теплоту.

 

 

   Данной статьей с нами поделился Сергей Орешин, специалист по реставрации и изготовлению струнных музыкальных инструментов из Казахстана. Гитары его изготовления звучат не только в Европе и Азии, а и за океаном, в северной и южной Америке.

 

Немного истории.

 

     Большинство людей понятия не имеют о том, что такое шеллак или откуда он происходит. Shellac является естественной, органической смолой, которая исходит от насекомых —  Laccifera lacca, размером с семя яблока. Эти насекомые живут в лесах  Индии и Таиланда и во время репродуктивного цикла питаются соками, которые они сосут  из ветвей деревьев. Насекомые выделяют янтарного цвета смолистое вещество, которое называется «lac», слово, которое происходит от санскритского «lakh», что означает «сто тысяч рупий». Смола образует кокон вокруг насекомого, который служит для инкубации яиц которые они откладывают. Этот кокон является сырьем для шеллака и называется «sticklac», потому что он содержит смолы, остатки частей веток и насекомых. Sticklac соскабливают с дерева вручную, промывают, а затем обрабатывают  либо химически, либо вручную, для получения сырья и продажи в торговле.

 

     Оригинальная переработка шеллака  была не для смолы, а скорее для красителя, который дает смола, её характерного цвета. Использование лаковых красителей  восходит к 250 году н.э., когда они были упомянуты Claudius Aelianus, римским писателем. Краска извлекалась начальной промывкой смолы шеллака в больших чайниках, это также является первым шагом в подготовке смолы. Эта краска оставалась ценным товаром до середины 1800-х годов, когда Перкинс, английский химик, синтезировал «анилин»,  первый химические краситель, который вытеснил из промышленности  натуральный краситель.  К счастью использование смолы было широко распространено, так что потеря производства красителя оказала мало влияния на торговлю шеллаком. Первое упоминание об использование шеллака в качестве защитного покрытия появится уже в 1590 году в работе английского писателя, который был отправлен в Индию, чтобы наблюдать за страной и ее народом.

 

     Использование шеллака, как отделка для мебели никогда не применялась на Западе вплоть до начала 1800-х годов,  это в конечном итоге заменял воск и отделка маслом. Но шеллак  по-прежнему широко использовался как защитное покрытие для древесины  до 1920-х и 30-х годов, когда он был заменен на нитроцеллюлозный лак.

 

 Применение шеллака в других областях.

 

     Самое удивительное, но использование шеллака не имеет ничего общего с отделкой. Из-за своей особенности, он имеет широкий спектр применения, большинство из которых продолжаются и по сей день. По данным компании Zinsser, которая является крупнейшим поставщиком шеллака, первые четыре места занимают использование сухих хлопьев шеллака для  фармацевтической промышленности, затем для кондитерской, третья позиция это легкая промышленность (головные уборы), и затем  пищевые покрытия.

     

    Другие варианты использования шеллака находятся в производстве электрических ламп накаливания, шлифовальных кругов,  для кожаной  отделки, а также для производства красок (шеллак пигментированный, белый диоксид титана широко используется художниками).                                                                                      

    !!! Защитные покрытия для древесины занимают приблизительно позицию под номером восемь…

 

     Исчезновение  многих направлений применения шеллака было вызвано появлением более прочные синтетических смол, таких как бакелит, нитрат целлюлозы, акриловые и уретаны. Однако, как упоминалось выше, он по-прежнему находит широкое применение в нашем обществе. Интересно отметить, что многие попытки в начале этого столетия были сделаны чтобы дублировать смолу шеллака лабораторным путем. Но несмотря на попытки ученых дублировать шеллак синтетически — из этого  ничего не вышло, маленькое индийское насекомое все еще делает это лучше всего.

 

Виды шеллака.

 

     Часто  шеллак можно купить в магазине в виде жидкости. Однако настоящий шеллак продаются в виде сухих хлопьев. Те, кто использовал шеллак в виде жидкости из магазина, вероятно, использовали тип, известный как № 1 Orange. Это лишь один из многих сортов шеллак доступных для использования и он растворен в этаноле, который является наиболее широко применяемым как растворитель для шеллака. Многие сорта смол шеллака различаются в основном по цвету, а также свойствам. Тип дерева, климатические условия,   регион где собирают, время года когда это было собрано — все это играет роль в определении различных цветов и сортов шеллака.

 

    Есть 4 культуры, которые составляют основную часть урожая шеллака, который собирается в течение весны, лета, осени и зимы. Две основные из них известны как Kusmi и Bysacki, которые производят несколько разноцветных видов шеллака. Название может или не может быть в окончательном названии продукта, но в отрасли, сырье шеллака определены как Bysacki или Kusmi. Деревья, на которые кочуют насекомые бывают разные, для Kusmi является дерево Кусум и Bysacki и отличается от других деревьев. Самая основная форма шеллака называется seedlac, по сути  sticklac, его промывают, чтобы удалить некоторые избытки красной краски и посторонние вещества, такие как ветки и тому подобное. Из seedlac мы получаем все другие виды шеллака. Самый дешевый сорт шеллака продается как TN. Этот тип шеллак обрабатывается с сыром sticklac вручную в Индии. Другие сорта шеллака, которые можно рассматривать как промежуточные соединения являются № 1 лимон или лимонный, оранжевый,  все из которых, естественно, содержат воск. Когда seedlac обрабатывается в ручную на  горячем огне, используют сита из ткани, расплавленные капли смолы падают на охлажденные камни и образует то, что называется buttonlac. Seedlac также доработан путем химического отбеливания  и удалением воска для получения белого шеллака. Другие seedlacs являются  тонированными (углем при фильтрации и свободными от воска) в различные цвета. Депарафинированный шеллак продается под разными названиями, как бледный, светлый или супер-блонди.

 

    Промышленный класс шеллака  имеет много вариантов,  но два наиболее распространенными являются с содержанием воска и цвета. Самый дорогой шеллака практически не имеют содержание парафина (менее 1%) и имеет большую насыщенность цветов (70-80). Низких классов шеллак – TN.                          

Оранжевый и лимонный buttonlac — с содержание воска с 3% -5% и насыщенность цвета 20 или ниже.                             Компании, которые продают  сухие хлопья шеллака классифицируют его по цвету (светлый, темный, белый, супер-блонди), а иногда и по классам (# 1 апельсин, Button-lac, Seedlac и т. д.).

 

Депарафинированный шеллак имеет намного больше прозрачности и влагостойкости. (Воск в шеллаке уменьшает четкость отделки, а также снижает молекулярный вес смолы шеллака, что делает его менее устойчивым к воде). С другой стороны, депарафинированный шеллак имеет гораздо более короткий срок годности после смешивания со спиртом (менее 6 месяцев).

 

 Преимущества и недостатки шеллака.

 

     Есть много преимуществ в использовании шеллака. Низкая токсичность, легкость применения и простота ремонта являются лучшими причинами, чтобы использовать шеллак. Тем не менее, как и в любой отделке, есть некоторые недостатки, которые приведены ниже. Однако некоторые из причин люди почему то приводят, в качестве недостатков шеллака, основываясь на ошибочных представлениях. Два самых распространенных из них можно легко объяснить. Первое, то что шеллак не высохнет, или долго не высыхает. Эта проблема может быть решена с помощью недавно растворенных хлопьев шеллака. Вторая жалоба — шеллак обладает плохой влагостойкостью. Это может быть преодолено с помощью депарафинированного шеллака, из свежих продуктов. Использование старого шеллака будет уменьшать его влагостойкость. Вы можете легко это доказать. Возьмите доску, на которой нанесен свежий шеллак и после его полного высыхания (около недели), налейте немного воды на покрытие и оставьте его на ночь.  На следующее утро вы все еще увидите лужу воды, но финишное покрытие будет только слегка «затуманено». Способность шеллака противостоять воде уменьшается с возрастом пленки, так что не пытайтесь это делать на старой отделке.

 

     Интересной особенностью является то, что шеллак  очень хорошо сопротивляется водяному пару. В тестах по влажности, проводимых по схеме Лаборатории Лесных  Продуктов США,  без учета эффективности вариантов отделки (способность отделки предотвращать пары влаги от входа в клеточную структуру дерева — называемые MEE), шеллак имеет рейтинг выше полиуретановых, алкидных и фенольных лаков, а также целлюлозных лаков на основе нитрата.

 

          Преимущества:

 

  • Не желтеет по сравнению с лаком и целлюлозо-нитратов на основе лаков.                    
  • Быстро сохнет. Многие элементы покрытые шеллаком могут использоваться в тот же день или вскоре после этого.
  • Широкий выбор доступных цветов.                                                              
  • Превосходная адгезия — никакая другая отделка,  не может превзойти его.                  
  • Отличная твердость – он  может быть хорошо отшлифован, а также отполирован в высокий глянец.     
  • Отличный  как герметический слой, и чтобы поднять волокна древесины для последующей шлифовки. Также уплотняет в отделке загрязняющие вещества, такие как силикон, воск, грязь и масла.                                                    
  • Относительная простота ремонта. Потому что шеллак повторно растворяется в спирте, царапины и другие мелкие дефекты поверхности могут быть невидимо отремонтированы после повторного применения шеллака на поврежденном участке. Новый шеллак растворяется на старом шеллаке, позволяет идеально провести ремонтные работы.      
  • Простота удаления. Старый и новый слой шеллака могут быть удалены  денатурированным спиртом.                          
  • Может быть нанесен  тампоном, мягкой кистью или распылением — все с хорошими результатами.                        
  • Одобрен FDA — безопасен для пищевой посуды и детских игрушек.                                
  • Нет неприятных или токсичных паров при работе с материалом.

 

      Недостатки:

 

  • Он растворяется при попадании на него  спиртосодержащих продуктов таких как парфюмерия и крепкие алкогольные напитки, это портит поверхность.                            
  • Образует белые кольца при контакте с водой. Это большая проблема  шеллака который имеет воск или если это старое покрытие.                                                                
  • Тенденция  подвергаться царапинам. Устойчивость к царапинам может быть улучшена путем применения простого воска.                                                                          
  • Имеет срок годности после смешивания в спирте (меньше полгода).                              
  • Не устойчив к щелочным соединениям. Щелочные химические вещества, такие как щелочи и аммиак обесцвечивают шеллак из-за его кислого состава.  Эти химические вещества часто встречаются в продуктах бытовой химии.                                                    
  • Чувствительность к теплу — шеллак начинает размягчаться при температуре около 70 градусов по Цельсию.  
  • Горячие предметы могут повредить  поверхность.

 

     Шеллак — эта натуральная смола (гуммилак), выделяемая насекомыми Индии. Имеет вид тонких непрозрачных чешуек. Шеллак ― это свето- и износостойкое вещество, обладающее хорошими клеящими и электроизоляционными свойствами.

      Цвет: оранжевый (янтарный). Большая часть старинной мебели и других изделий из дерева обработана оранжевым шеллаком.

       По химическому составу шеллак состоит главным образом из эфиров алейритиновой (C 16 H 32 O 5 ) и шеллоновой (C 15 H 20 O 5 ) жирных кислот. Торговый шеллак содержит шеллачной смолы 83 –86%, шеллачного воска 3 –6%, влаги до 2%, красящие вещества и другие примеси.

 

      При нагревании (до 35 °С) шеллак становится пластичным и при 80 °С плавится; продолжительный нагрев при 100 –110 °С приводит шеллак к потере способности плавиться и растворяться.

     Растворяется шеллак лучше всего в спирте, аммиаке, в растворах едких щелочей, соды, буры. Шеллак хорошо сплавляется с канифолью, глифталями, битумами и другими смолами.

 

Физико-химические свойства шеллака:

Плотность .................1,04 –1,08

Водопоглощаемость ........ около 5%

Температура размягчения....80 –90 °С

Температура плавления ........90-110 °С

Кислотное число...............55-75

Число омыления.............194 –215

Йодное число..................10 –20

Электрические свойства: p =1015 1016 Ом см, е =3,5, E =20 …30 кВ/мм, tg б =0,01

 

   Применение: Шеллак используется для приготовления сургучей, лаков, замазок, политур, в шапочноваляльном производстве – раствор шеллака в буре используется для покрытия шляп из фетра, для того, чтобы они стали непромокаемыми. Также этот природный лак применяется в производстве граммофонных пластинок – вместе с глиной, сажей, тяжёлым шпатом и волокнистыми материалами. В электротехнике его используют в качестве изоляционного материала, а также для приготовления туши и прочих целей. Широко применяется шеллак и при создании изоляционных материалов, фотографических записей и пр. Природный лак применяется иконописцами для лакирования завершённого произведения иконной живописи, а также после окончания реставрации икон. Ценный подарок из мира насекомых стал прекрасным отделочным средством, которое используют мастера деревообработки. В наше время шеллак – один из самых ценимых веществ, используемых для отделки древесины.

 

 

   Подведя итог, я могу выразить свое мнение так: шеллак это очень хороший материал для покрытия музыкальных инструментов, антикварных шкафов и камодов, однако если вы мебель собираетесь использовать , как говорится, "по полной", то тут я бы советовал использовать современные защитные материалы, современные полиуретановые и полеэфирные лаки. Лаки которые не растроят Вас качеством, и защитят Вашу мебель  если Вы случайно прольете алкогольные напитки или поставите горячую кружку с чаем...


.

Оборудование творческой мастерской.

 

     Для качественного выполнения проектов по реставрации мебели, помимо профессионализма мастеров и высоко качественных материалов необходимо профессиональное оборудование!

     Торговые марки используемого инструмента и прочих материалов, задействованных в реставрационных работах.

 


.

Юмор, а куда без него? )))


В IKEA.

— Здравствуйте. Это отдел возврата?

— Здравствуйте. Да, что вы хотели вернуть?

— Я хочу вернуть вот это.

— А что это?

— А я не знаю. Пока собирал, чем только это ни было: и диваном, и тумбой, в какой-то момент даже первый канал ловило…

* * * * *

Гринпису: В ходе реставрационных работ ни один шашель не пострадал...

 

* * * * *

Если все время работать и никогда не отдыхать, можно стать самым богатым человеком...    ... на кладбище.

 

* * * * *

Парадокс жизни: Сегодня мебель делают из опилок, а забор из дерева!

 

* * * * *